Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания базового уровня сложности.
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания с развёрнутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.
За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 5 баллов. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать участник за выполнение задания 4, – 2.
Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить участник собеседования за выполнение всех заданий итогового собеседования, – 20.
Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
1. Чтение: у вас две минуты
Объём текста — 200 слов, четыре микротемы. Основная сложность — обилие личных имён и терминов. На то, чтобы подготовиться к чтению, у ребёнка будет две минуты. По своему опыту могу сказать, что за две минуты такой текст смогут прочесть хотя бы раз далеко не все. А уж законспектировать что-то и подавно.
Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.
Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.
Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?
2. Пересказ: ещё целая минута!
Сам текст, естественно, заберут, а вот цитату оставят.
Главные трудности для школьников здесь такие:
- Нужно сначала правильно прочитать, а затем, в пересказе, правильно использовать личные имена. На апробации я сам видел, что дети не могут прочитать такие фамилии, как Вернадский (Вернотский), Раевский (Раёвский), Циолковский (Цылковский) и так далее. Причина банальна — многие из школьников, увы, эти фамилии слышат впервые.
- Нужно не ошибиться в ударении терминов, хотя над этими словами и будет стоять соответствующий знак. А слова там будут заковыристые: кристаллография, минералогия и т. д. Если ошибся в слове с проставленным ударением — сразу ноль баллов за критерий «орфоэпия».
- Пересказ должен быть подробным (!), а не сжатым, как на изложении в ОГЭ. Нужно сохранить все четыре микротемы и подробно их передать. Стиль текста должен быть сохранён.
- Нужно органично ввернуть и использовать предложенную цитату. Цитата даётся в виде закавыченного высказывания с нижеследующим указанием авторства. Нужно сослаться на авторитет автора, привести его слова. Важно, чтобы это было в правильном месте.
Критерии по второму заданию:
- Балл за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
- Балл за сохранение фактологической точности. Если школьник скажет, что Гагарин полетел в космос в 1962 году, или, например, что Нахимов был Петром Степановичем — ноль.
- Балл за умение цитировать в нужном месте.
- Балл за умение цитировать верно.
- Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
- Балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов.
- Балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
- Балл за соблюдение речевых норм. Можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
- Ну, и балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.
Кстати, по результатам апробации, самое сложное задание — это пересказ, очень многие дети срезались именно здесь. Но за него и больше всего баллов полагается.
Если сдающий отказывается от одного из заданий первой части — за последнюю группу критериев нельзя поставить больше двух баллов.
3. Монолог
Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему.
Критерии по третьему заданию:
- Выполнение коммуникативной задачи - способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему. Сказать смог — балл получил. Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
- Балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался.
- Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.
4. Диалог: ребёнок, ты умеешь отвечать на вопросы?
Педагог-экзаменатор задаёт несколько вопросов по теме, на которую был монолог. Не менее трёх вопросов, цель которых — не выпытать тайные знания, а выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.
Критерии по четвёртому заданию:
- Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
- Балл за учёт речевой ситуации. А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».
И баллы за оба задания второй части:
1. Грамматические нормы.
2. Орфоэпические нормы (можно допустить два промаха).
3. Речевые нормы.
Кстати, за слова-паразиты в речи баллы будут снижать именно в этом критерии, причём считать их будут поштучно (три раза «короче» — одна ошибка, «короче» и «ну» — две ошибки). Всего можно допустить три ошибки.
4. Очередное «речевое оформление». В общем, как и при оценке первой части.
5. Богатство лексики, её сложность и логичность построенных текстов.
Как и в первой части, если сдающий отказался от одного из заданий, то по последней группе критериев он, в самом лучшем случае, получит не более двух баллов.
Всего на экзамен отводится 15-16 минут. Выходить за границу этого периода нельзя. Что успел выполнить — за то и получишь баллы.
|