Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычный вид
Суббота, 25.11.2017, 14:43

Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ "Ключевская средняя общеобразовательная школа"
Здравствуй, школа! Здравствуй, дом чудесный!
Под высокой кровлею твоей мы живем семьею тесной
Самою счастливой из семей!

     






Сайт отвечает требованиям 29 статьи закона "Об образовании в РФ"

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
/t

До конца года осталось


Оценка качества

Категории раздела
Архив материалов [113]

Образование в РФ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3843

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить,

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе -

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так - здоровье сохранить?

 
Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения



В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1997 г. составляло 20-25%, в 2007 г. - 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

В первый год обучения часто появляются функциональные отклонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 17,1 до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходе к новым условиям обучения во II классе повышается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по болезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в I классе до 7,06 во II). По мере привыкания к школьной жизни в IV классе здоровье детей несколько улучшается (уровень заболеваемости стабилизируется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10-11 лет вновь учащаются отклонения в состоянии здоровья. Неадекватные эмоционально-стрессовые реакции, препубертатная перестройка организма приводят к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5 % учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни, на одного ребенка). Нарушения в состоянии здоровья в дальнейшем не только не компенсируются, а, напротив, усугубляются, достигая максимальных значений к VIII классу (7,08 дня на одного ребенка). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сердечно-сосудистой системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.

За последние 10 лет на 2,5-4 кг снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10-12% возросло число подростков с дефицитом массы тела и астеническим телосложением, на 0,5-1,5 см уменьшилась длина тела и на 4,5-8,5 см - окружность грудной клетки. Если в 2001 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 2009 г. у 18,8 и 19,7% соответственно. На 2,7-4,9 кг снизились и силовые возможности подростков (по показателям кистевой динамометрии).

Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха - причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости.

Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие», в частности простудными заболеваниями: более 4-6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквознякам и др.).

За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ.

Наиболее часты у школьников морфофункциональные расстройства - 38-45%, хронические заболевания - 45-61%, нарушения физического и психического развития, острая заболеваемость (преимущественно простудного характера). Общий уровень заболеваемости школьников (данные по обращаемости) составляет от 3 -4 тыс. случаев, в том числе частота простудных заболеваний - 780-950 на 1000 обследованных.

Первое место в структуре заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения и кожи и подкожной клетчатки. Из всех учитываемых заболеваний и патологических состояний у детей за последние 10 лет в наибольшей степени возросло число заболеваний эндокринной системы, нарушений питания и расстройств с вовлечением иммунных механизмов. Далее следуют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; анемии, заболевания системы кровообращения; болезни и функциональные расстройства органов пищеварения, патология мочевой системы, болезни аллергической природы.

В последнее время резко ухудшилось состояние здоровья детей. Число здоровых сократилось с 15-16 до 6-4%, а первоклассников, имеющих морфологические и функциональные нарушения, - с 40,3 до 23,6 %. Соответственно увеличилась доля детей с хроническими болезнями - с 44,6 до 70 %. Среди детей младшего школьного возраста у 19,5% выявлены отклонения в физическом развитии, в том числе обусловленные дефицитом массы тела - 14,5%. Кроме того, у 2,3 % детей отмечена общая задержка физического развития.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений нового вида. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.

Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать прежде всего в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, в образе жизни, степени двигательной активности, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками.

Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников.

Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений так называемых здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются:

факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.);
факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
динамика текущей и хронической заболеваемости.

Изучение здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений показывает, что многими школами накоплен определенный опыт в этом направлении. В частности, во многих образовательных учреждениях различных регионов России есть опыт использования таких мероприятий как специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливание и т.п.

Все шире в системе питания детей дошкольного и школьного возраста используются продукты функционального питания: обогащенные витаминами и минералами кисели, джемы, «взвары», специальные продукты, обогащенные биокультурами и предназначенные для профилактики дисбиоза кишечника (биомороженое, йогурты, конфеты и пр.). Является очень важным опыт применения в школах кислородных коктейлей, фитопрепаратов, обладающих иммуномодулирующим и адаптогенным действием, аромотерапии. Активно разрабатываются новые инновационные технологии обучения, в основе которых лежит информационно-деятельный подход.

В деятельность образовательных учреждений внедряются современные технологии развивающего эстетического комплекса, превращающие образовательный процесс в «свободный и легкий», привлекательный и интересный для учащихся, способствующие освоению всего спектра видов учебной деятельности. В то же время, необходимо отметить, что в большинстве школ системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся практически отсутствует, ограничиваясь разовыми, кратковременными либо узкоспециализированными мероприятиями.

 
Грипп не пройдет
 
Известно, что возбудитель гриппа обладает способностью к мута­циям, поэтому человеческий ор­ганизм не успевает выработать к нему иммунитет. К тому же по­ловина школьников нашей страны находится в состоянии вторичного иммунодефицита и максимально подвержена инфекционным заболеваниям.

Основной способ передачи болезни — воздушно-капельный. В воздухе вирус сохраняет свою актив­ность примерно четыре часа. Он прекрасно выдер­живает холод до -1 °С, активно размножается при температуре человеческого тела.

На военном положении 

Инкубационный период заболевания — от одного до трех дней. Начало почти всегда острое, то есть всего час назад ребенок был весел и активен, и вдруг 39 °С, озноб, голова раскалывается, во всем теле «лом­ка». Средняя продолжительность лихорадочного пе­риода — 3-5 дней. Однако больной может оставать­ся заразным и через 1-2 суток после нормализации температуры тела.

При легком гриппе температура тела может быть нормальной или повышаться до 38 °С. Симп­томы инфекционного токсикоза слабо выражены или вовсе отсутствуют.

При среднетяжелой форме болезни температура повышается до 38,5-39,5 °С и проявляются класси­ческие симптомы заболевания. Это интоксикация, обильное потоотделение, слабость, светобоязнь, суставные и мышечные боли, головная боль. Неред­ки сухой (значительно реже — влажный) болезненный кашель, боли за грудиной, насморк, а также абдоми­нальный синдром( боли в животе и диарея).
Для тяжелой формы заболевания характерна очень высокая температура — до 40-40,5 °С. В до­полнение к указанным симптомам появляются признаки энцефалопатии (судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения) и рвота.

Самый опасный — гипертоксический вариант гриппа, так как он грозит летальным исходом. Его проявления, помимо вышеперечисленных симпто­мов, включают выраженную дыхательную недоста­точность, вплоть до отека легких.

Избегайте осложнений 

Наиболее частые осложнения гриппа — пневмо­ния, синусит, бронхит, отит, астма, круп, поражение сердечнососудистой и мышечной систем, разви­тие иммунодефицитов. На ослабленный болезнью организм легко «садится» бактериальная инфекция (пневмококковая, стафилококковая). Нередко на­блюдаются обострения хронических заболеваний -бронхиальной астмы, хронического бронхита, патологий сердца, почек, страдает обмен веществ.

У некоторых детей после применения салицилатов (в том числе ацетилсалициловой кислоты) иногда бывает синдром Рея, который проявляется сильной рвотой. Особенно высок риск осложнений, вплоть до летального исхода, у младших школьников. При первых же симптомах гриппа необходимо обратить­ся к врачу, а не заниматься самолечением.

Бабушкины рецепты 

Во время эпидемии гриппа полезно использовать в каче­стве профилактики натуральные средства, проверенные временем. Их риск для организма ребенка минимален, а польза, как известно, огромна.

Отвар шиповника Сухие плоды шиповника нужно растолочь. Далее 5 столовых ложек плодов залейте литром воды, до­ведите до кипения, дайте настоять­ся в теплом месте 8 часов, затем процедите. Пейте 2-3 раза в день.

Липа с калиной Приготовьте отвар, используя цветы липы и плоды калины в соотношении 1:1. Две столовые ложки смеси залейте двумя стака­нами горячей воды. Далее кипятите напиток 5-10 минут, процедите. Пейте горячим на ночь. Младшим школьникам достаточно чашки, а старшим лучше выпить две.

Мед, витамины и противовирусные препараты 

Во время болезни педиатры рекомендуют под­держать организм витаминами — прежде всего С, А и группы В. Следует регулярно давать маленько­му пациенту фармпрепараты, различные овощи и фрукты с повышенным содержанием этих необхо­димых веществ. Не менее полезны продукты пчело­водства (если у ребенка нет на них аллергии) — мед, прополис, маточное молочко.

Лечить грипп необходимо противовирусными препаратами под контролем медиков. Гомеопатиче­ские средства (антигриппин), фитоиммуномодуляторы (экстракты алоэ или женьшеня), любые другие лекарства следует применять только после консуль­тации с лечащим врачом. Ведь у каждого лекарства есть свои противопоказания, их бесконтрольный прием может привести к сбою иммунной системы.

Здоровый образ жизни 

Активная борьба с гриппом — это не эпизодическая профилактика, а стиль жизни всей семьи. Хороший иммунитет основывается на соблюдении гигиениче­ских норм (пресловутое «мойте руки»), закаливании, правильном питании, прогулках на свежем воздухе. Чаще меняйте постельное белье, тщательно убирай­те и проветривайте квартиру. Вирус, содержащийся в каплях слюны и мокроты, после того, как эти кап­ли высохнут и осядут, например, на постельное бе­лье, сохраняет свою активность около двух недель, а в комнатной пыли — до пяти недель.

Еще раз об иммунитете 

Владимир Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Центра иммунопрофилак­тики НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦ здоровья детей РАМН:

— Грипп и ОРВИ нужно лечить противовирусными средствами. Иммуномодуляторы применяются лишь в России и немного в Италии. В других странах препараты этого класса просто не продаются. В России зарегистрировано 460 иммуномодуляторов. Я не берусь модулировать в организме то, что я не знаю. Взять ребенка и начать мо­дулировать в нем иммунную систему? С какой стати и зачем? Ребенок зара­зился гриппом или ОРВИ, заболел и вы­здоровел — и с ним будет все в порядке.

В период эпидемии избегайте большого скопле­ния людей. Посещение праздников, кино, театров, музеев по возможности отмените. Разумно при­нять любые меры предосторожности. При выходе на улицу рекомендуется надевать противовирусную маску. Если до школы можно дойти пешком, учени­ку не стоит пользоваться общественным транспор­том, лучше выйти пораньше и спокойно прогуляться.

Родителям активных спортсменов нужно знать, что небольшие и средние нагрузки в период эпиде­мии гриппа полезны. А вот тренироваться с мак­симальной отдачей вредно. Перетренированный организм ребенка обладает ослабленным имму­нитетом, поэтому вирусу гриппа будет его весьма легко «завоевать».

Укол от инфекции 

Лучшей защитой от болезни медики считают свое­временную вакцинацию. Прививка содержит штаммы вируса гриппа на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Оптимально вакцинироваться осенью и в середи­не зимы до начала очередной волны заболевания. На выработку антител организму понадобится при­мерно 2-4 недели.
Современные расщепленные (сплит) вакцины считаются универсальными. Они способны эф­фективно стимулировать иммунитет и не давать побочных реакций.

Вакцинация в первую очередь необходима школь­никам, у которых повышен риск развития осложне­ний после перенесенной болезни:
с хроническими недугами дыхательной и сер­дечнососудистой систем;
длительно находящимся на аспиринотерапии (мы уже говорили, что при гриппозной инфек­ции у них может развиться синдрома Рея);
детям, которые нуждаются в регулярном меди­цинском наблюдении из-за хронических обмен­ных заболеваний (включая сахарный диабет), почечной патологии, гемоглобинопатий, иммуносупрессии;

Чтобы снизить риск инфицирования, прививку должны получить все члены семьи, включая малень­ких детей и стариков.
Вакцинацию делать нельзя:
если у школьника аллергия на компоненты вак­цины (например, на белок куриных яиц);
при обострении хронических заболеваний -должно пройти не менее двух-трех недель после вспышки;
такие же предосторожности нужны при просту­де, прививку можно проводить спустя две неде­ли после выздоровления.

Поиск
  
Электронный журнал




персональный данные дети




Помним и гордимся!


Календарь


Безопасность




Погода


Сайты учителей школы

 
 
 

 

Рейтинг сайта


конкурс сайтов

Банк Интернет-портфолио учителей

Rambler's Top100

-->
Друзья сайта
  • Отдел образования, опеки и попечительства Беляевского района Сайты школ Беляевского района Оренбургской области

  • МБОУ "Ключевская СОШ" Беляевского района Оренбургской облас    Copyright MyCorp ©